Высшие Органы Государственной Власти Франции


Государство располагает системой органов власти, среди которых ключевую роль играют высшие органы исполнительной власти (глава государства, правительство), законодательной (парламент) и судебной. Все три ветви власти должны быть разделены, независимы и уравновешиваемы друг другом. Учитывая, что судебные органы политической властью не обладают, рассмотрим роль и полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти.

Глава государства – центральная фигура государственной системы. Как правило, это монарх или президент, олицетворяющий единство нации. Он является символом государства и выполняет представительские функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности осуществляет высшие государственные мероприятия. Глава государства – это связующее звено между законодательной и исполнительной властью.

Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. Так, в монархиях главой государства обычно становятся по наследству. Наиболее распространена т.н. кастильская система, согласно которой наследует престол старший сын, а если сыновей нет – то старшая дочь (мужчины имеют преимущество). В монархиях Аравии престол передается от старшего брата к следующему. Монарх имеет особый титул (король, император, султан и др.) и знаки государственной власти – регалии (трон, корона, скипетр и др.). Даже в Великобритании, где «королева царствует, но не правит», у нее достаточно широкие полномочия. Она имеет доступ ко всем документам правительства, утверждает премьер-министра и министров правительства, является главой англиканской церкви и верховным главнокомандующим в чине полковника. Если король не может исполнять свои функции (несовершеннолетие или болезнь), его обязанности возлагаются на регента или регентский совет.

Главное отличие президента республики от монарха в том, что президента избирают. Его может избирать парламент (как в Эстонии, Венгрии, Албании, Греции, Израиле; так избирали Горбачева), специальная коллегия (может включать и членов парламента, как в Индии), выборщики (как в США, Аргентине и Финляндии) и, наконец, прямое всенародное голосование, как в большинстве республик мира. Конституцией провозглашается право граждан баллотироваться на пост президента. Ограничения связаны с возрастом и гражданством. В США и ФРГ в президенты нельзя баллотироваться лицам моложе 40 лет, в Италии – моложе 50 лет, а в Беларуси – моложе 35 лет. В США требуется быть гражданином США по рождению, а в Беларуси – гражданином РБ, прожившим в стране не менее 10 лет. Срок полномочий президента может составлять 7 лет (в Италии, Ирландии, многих странах Африки), 6 лет (в Мексике, Австрии, Ливане, Финляндии), 5 лет (в Беларуси, Германии, Индии, большинстве республик, теперь во Франции – было 7 лет), 4 года (в США, многих странах Латинской Америки, теперь и в Аргентине – было 6 лет). Обычно конституция ограничивает срок пребывания в должности президента одного и того же лица одним сроком (Мексика, др. латиноамериканские государства) или двумя (США, Германия, Беларусь, Россия). Во Франции, Италии, Финляндии ограничения не предусмотрены, но обычно редко кто соглашается баллотироваться в 3-й раз или в состоянии сделать это по возрасту. Если президент не может исполнять свои функции (смерть, тяжелая болезнь, отставка, импичмент), его место на оставшийся срок полномочий занимает либо вице-президент (как в США), либо спикер парламента или сената, если парламент 2-палатный (как в Венесуэле), либо премьер-министр (как в России или Беларуси). Часто, если нет поста вице-президента, проводятся досрочные выборы (как во Франции). Вице-президент, если он есть, всегда избирается вместе с президентом.

Если это президентская республика, он обладает значительной реальной властью, а в парламентской республике он выполняет в основном чисто представительские функции. В президентских республиках президент формирует (с согласия парламента) и обычно возглавляет правительство, и оно ответственно перед ним, а не перед парламентом. В таких республиках премьер – чисто техническая фигура. Взаимоотношения президента и парламента в разных странах имеют свою специфику. Например, президент Франции имеет в этой сфере широкие полномочия: он созывает национальное собрание на сессии, закрывает их, может досрочно распускать обе палаты и назначать новые парламентские выборы. Президент не может быть депутатом, но обладает правом законодательной инициативы, направляет, как в США, послания парламенту (в США - конгрессу), встречается с депутатами для консультаций и т.д.

Очень широки полномочия главы государства в международных делах. Президент представляет президентскую республику в отношениях с другими государствами, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает послов в других странах, принимает верительные грамоты иностранных послов. И, наконец, президент обычно – Главнокомандующий вооруженными силами страны.

Президент имеет право помилования и амнистии, назначения судей Верховного суда и других высших судов, в Беларуси и России – Конституционного суда. В большинстве республик в случае нарушения президентом Конституции или совершения преступления парламент может объявить ему импичмент (как правило, 2/3 голосов).

Таким образом, глава государства наделен достаточно широкими полномочиями, что дает ему возможность выполнить свою основную задачу – консолидировать, сплотить нацию.

Возможно, вам понравится:

215 лет Государственной
215 лет Государственной ...

Итоги президентских выборов в Грузии  — inoСМИ.Ru
Следует также помнить и о формах власти. Итальянский ученый Н. Боббио выделил их три вида: 1. Видимая форма. 2. Полускрытая (теневая) – имеется в виду влияние на формирование политических целей каких-либо структур, например отдельные органы государства, лобби. 3.

«Он верил в Бога, в тяжкий земной долг и в высшую справедливость»  — Православие на Северной земле
За свое недолгое, длившееся всего лишь 13 лет царствование, он сумел сделать для России очень многое – остановить революцию, укрепить самодержавие, исправить недостатки либеральных реформ 1860-1870-х гг., высоко поднять русское имя во всех сферах государственной и ...

Органы Государственной Власти Украины

Органы Государственной Власти Понятие

Органы Государственной Власти Бразилии

Местные Органы Государственной Власти Украины

Система Органов Государственной Власти в России