Органы Государственной Власти При Петре 1

Законодательство Петра I о системе государственной власти

 Создавая стройную "регулярную" систему государственных органов, Петр I стремился к всесторонней и подробной регламентации их деятельности. Для каждого учреждения создавалась специальная инструкция, свой регламент. Ниже приведены тексты некоторых документов петровского времени.
 Генеральный регламент (1720 г.) устанавливал порядок деятельности всех государственных учреждений. Его основные положения и идеи сохраняли свое значение в течение многих последующих десятилетий. В соответствии с Генеральным регламентом строилась работа государственных органов вплоть до 1917 г. Указ "Введение протоколов" (1714 г.) предписывал рассматривать любое дело только при составлении протокола. Петр надеялся, что эта мера повысит ответственность чиновников за порученное дело и вместе с тем воспрепятствует произволу отдельных влиятельных лиц. В указе "О должности Сената" (1722 г.) развивались и конкретизировались идеи Генерального регламента. Сенат стал центром новой системы управления, был поставлен над коллегиями и прочими учреждениями. Указ "Запрещение подачи личных жалоб царю" тоже характерен для бюрократического управления. Между монархом, обладавшим неограниченной властью, и управляемым им народом встал бюрократический аппарат, иерархически выстроенный и призванный освободить царя от множества мелких забот, в том числе от разбора жалоб частных лиц. Табель о рангах (1722 г.) определяла порядок прохождения государственной службы (военной и штатской) и устанавливала лестницу чинов. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать", - гласила одна из описательных статей закона.
 
 Вопросы:
 1. Какими соображениями руководствовался Петр I, перестраивая систему управления страной и вводя детальную регламентацию государственной жизни?
 2. Как вы оцениваете стремление государства регламентировать политическую и социальную жизнь общества?
 3. Как вы считаете, петровские реформы были в духе социальной традиции русского общества предшествующих веков (строгая иерархичность, чинопочитание, оценка значения личности по ее месту в государственной структуре) или противоречили ей?
 4. Против каких пороков бюрократии XVII века направлены распоряжения Петра I? Как он намеревался их исправить?
 5. Какие из веденных Петром принципов управления государством действуют до сих пор или могли бы оказаться полезными в наше время?
 6. Как в "Табели о рангах" проявились политические идеи Петра? Изменила ли "Табель о рангах" социальное деление русского общества? Какие перемены в положении русского дворянства повлекло принятие этого документа?
 7. Почему Петр I, всегда желавший возвышения Русского государства, принял титул императора только в 1721 г., почему он не сделал этого раньше? Зачем понадобился указ, подробно расписывавший, как и в каких случаях именовать Петра I?
 8.Какова роль самого царя Петра в преобразованиях начала XVIII века? Как на примере его правления можно рассмотреть проблему роли личности в истории?

Генеральный регламент

 Его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприять изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, тако ж коммерции, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур коллегии[1].
 Гл. III.- О назначенных к сидению днях и часах
.
 Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и господских праздников, и государских ангелов[2], в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в Сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу, и быть по 5 часов. А ежели важные дела случатся, то долженствует, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться и те дела отправлять; а канцелярским служителям сидеть во все дни и съезжаться за час до судей[3], а за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения - неделя вычета жалованья.
 Гл. V.- О докладах в коллегии.

 Сколь скоро коллегиум соберется, хотя и не все, но большая часть членов: то доносит и чтет секретарь все в надлежащем порядке, а именно: перво публичные государственные дела, касающиеся его царского величества интереса, потом приватные дела[4]. Должность чина секретарского в том состоит, что ему на всех приходящих письмах и доношениях номера подписывать и на них числа, когда поданы, приписывать, и об оных без всякого подлога или пристрастия по номерам и числам доносить, разве когда дела такие случатся, которые остановки иметь не могут. Тако жив челобитчиковых делах.
 Гл. IX.- О свободных днях от трудов.

 Коллегии имеют среди лета отдохновения от трудов и при том свободу на четыре недели ехать летним увеселением забавляться; однако ж всем членам вдруг отлучиться не надлежит, такожде надлежит коллегиям декабря от 25 января до 7 дня, в Великий пост первую и страшную, сырную[5] и светлую недели от дел, кроме самых нужд, иметь свободу.
 Гл. XXIII.- О камор аудиенции (или судейского правления).

 Каморы аудиенции[6] коллегий надлежит добрыми коврами и стулами убраны, и стол, при котором коллежные члены сидят, добрым сукном покрыт, и пред всяким членом чернильнице со всею принадлежностию, и над столом балдахину, и на стене добрым часам поставленным быть; вышепомянутый стол стоит посредине каморы. Секретарский стол на правой, а нотариусов протокольный стол на левой стороне; однако ж ни в какой коллегии престол для его величества не поставляется.
 Гл. XXV.- Надзирание на поступки служителей.

 Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители при коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то однако ж надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтоб в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить.

Рабочая неделя Петра I

 Понедельник, вторник, среда, четверг - делать Устав Адмиралтейский.
 Пятница - в Сенат, субботнее утро - история о войне[7], воскресное утро - чужестранные дела.
 А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.
 Писано в 31 де. октября 1721 г.

Письмо Петра царице Наталье Кирилловне (14 августа 1693 г.)

 Государыне моей матушке царице Наталье Кирилловне.
 Изволила ты писать, что я тебя, государыню, опечалил тем, что о приезде своем не отписал. И о том и ныне подлинно отписать не могу, для того, что дажидаюсь караблей[8], а как ане будут, о том нихто не ведает, а ожидают вскоре, потому что более трех недель отпущены из Амстердама; а как ане будут, поеду тот час день и ночь. Чего для изволишь печалитца обо мне? Изволила ты писать, что предала меня в паству Матери Божией; и такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я един, но и мир сохраняет Господь. За сем благословения прошу.
 Недостойный Петрушка.
 От Города[9], августа в 14 день.

Письмо царевне Наталье Алексеевне (июль 1696 г.)

 Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров, по письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят, прикажи им, чтоб не ходили; однако хотя и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь пришли[10], да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе.
 Piter.

[Введение протоколов]

О заведении в Сенатах, советах военных и губернских протоколов для внесения в оные определений по всем делам; о недаче голосов при совещаниях, о подписании членами собрания протоколов, о составлении решительного определения по большинству голосов и о записке в протокол особенных мнений, несогласных с общим решением.

 Мы, Петр Первый, царь и самодержец Всероссийский, и проч. и проч.
 Указали для лучшего порядка, как в Сенате, так и в войсках, и губерниях всем делам чинить протоколы, когда какое дело решить, или какой указ куда послать, или что вновь постановить, а без того отнюдь не дерзать никому.
 Когда какое дело надлежит делать, воинское или гражданское, тогда надлежит собрать всех, которые к тому призваны. Буде же секретное дело, то несколько персон, а именно не меньше трех. Предложенное дело честь[11] секретарю, и, прочетчи, спрашивать с низу по одному, и записывать всякого мнение, которое каждый должен закрепить своею рукою; а когда все подпишут свое мнение, тогда диспуты иметь, и с той диспуты, куда более голосов явится, так и вершить особливо означить в протоколе. Буде же кого не будет за болезнью, к тому на двор дело посылать, чтоб, прочетчи, закрепил, а без того не чинить ничего. Секретарям и дьякам, под смертною казнию, никаких указов о решении дел не крепить одним по приказу своих принципалов, как прежде бывало. А прочие дела, которые не подлежат решению, суть следующие: сделать выписку, велеть какое дело изъяснить и прочие тому подобные, подписывать секретарю или дьяку.

О должности Сената

 1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их также и генерал- и обер-прокуроров, и обер-секретаря и секретаря и протоколиста, никакой не званой персоне не входить, в то время, когда советы отправляются.
 2. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генерал-прокурору, который должен представить в Сенате, а чего невозможно решить, о том, приложа свое мнение, учинить предложение в доклад.
 3. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о зачатии какой войны, мора.
 4. Какие челобитные поданы будут за неправый суд коллегий и канцелярий, когда придет до сентенции[15], тогда учинить присягу пред Богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая и по дружбе и свойству не маня.
 9. А дела слушать и решать следующим образом: когда какое дело будут слушать, тогда между собою не говорить и, выслушав, буде дело неважное, в то время приговаривать с нижних голосов[16] и решить, а ежели которого дела вскоре решить будет не можно, то встав, и кто с кем за благо рассудит, о том деле толковать надлежащее время по важности дела и по рассуждению генерал-прокурора, а как то время пройдет, тогда сесть всем по своим местам и голосы свои давать с низу один по другом; а ежели случится зело тяжкое, которое в короткое время не может решиться: то отложить и до другого дня.
 10. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах.
 11. Надобно, чтоб всякие дела не в особливых домах или в беседах, но в Сенате вершить.
 12. В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно.

[Запрещение подачи личных жалоб царю]

О неподаче государю прошении о таких делах, которые принадлежат до рассмотрения на то учрежденных правительственных мест, и о нечинении жалоб на Сенат под смертною казнью.

 Челобитчики непрестанно его царскому величеству докучают о рвоих обидах везде, не дая покою; и хотя с их стороны легко рассудить можно, что всякому своя обида горька есть и несносна, но при том каждому рассудить же надлежит, что какое их множество, а кому бьют челом, одна персона есть, и та коликими трудами объята, что всем известно есть; и хотя б и таких трудов не было, возможно ль одному человеку за так многими усмотреть? Однако ж его величество, несмотря на такие труды в сей тяжкой войне, в которой не только что войну весть, но все вновь людей во оной обучать, уставы воинские делать принужден был, и сие с помощью Божиею в добрый порядок привел. Ныне милосердуя его величество о народе и о земском справедливом правлении, трудится и сие в такой же добрый порядок привесть, как и воинское дело, чего ради учинены коллегии, в которых президенты не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели. В коллегиях же президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить. Ныне же объявляется указ, как челобитчикам с нынешнего 1719 года поступать надлежит.
 1. Чтобы никакого чина[17] люди о делах, принадлежащих до расправы на то учрежденного правительства, самому его царскому величеству прошение не подавали.
 2. Для полного удовольства челобитчикам будут везде по знатным губерниям и по городам учреждены суды, а над ними вышний Надворный суд в знатных губерниях будут, переносить.
 3. Если же Надворный суд дела неправо решит, тогда бить челом в Юстиц-коллегию.
 4. Буде же коллегии Юстиции суд правосудного решения не учинит, тогда о том со изъяснением причин подавать челобитные секретарю сенатскому.
 5. В случае же, что челобитчики от своей продерзливости[20] и Сената правосудием не удовольствуются, потом Им уже никуда своего челобитья не иметь, понеже Сенат в особах честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть; и кто дерзнет о том его ж величеству бить челом, и тот смертному осуждению будет повинен.
 6. Но разве такое спорное новое дело объявится, которого решить Сенату без именного от его царского величества указа отнюдь будет нельзя, тогда ему Сенату доносить его величеству, и, получа, решить.

Табель о рангах

классСтатскиеСухопутныеАртиллерийские[нет]

Возможно, вам понравится:

Москва. Экскурсия по городу на
Москва. Экскурсия по городу на ...

В Ставрополе открылась «Международная экологическая неделя в ЮФО и СКФО»  — Ставропольская правда
Конференция была организована Российским экологическим фондом «ТЕХЭКО» под руководством его президента, депутата Государственной Думы РФ, многократного чемпиона мира по шахматам А. Карпова.

Юрий Николаев: Бюджетное послание – основа для принятия бюджета  — Парламентская газета Ил Тумэн
Во вторник с Бюджетным посланием к законодательной и представительной власти, общественности Якутии обратился президент республики Егор Борисов. Мы попросили прокомментировать этот программный документ председателя постоянного Комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ..

Борис Титов: «Помогать мы можем тем, кто достоин этой помощи, кто имеет право на эту помощь»  — БИЗНЕС Online. Татарстан
Мы, конечно, бросаемся защищать всех предпринимателей, считаем, что, действительно, сегодня идет давление на предпринимателей как со стороны административных органов, так и через уголовные дела. Но я вам должен сказать: мы сами, .. там комфортнее.

Органы Государственной Власти Чехии

Органы Государственной Власти Бразилии

Органы Государственной Власти Понятие

Органы Государственной Власти Беларуси