Судебная Система Украины Её Характеристика


  1. Предмет и методология курса “Судебные и правоохранительные органы Украины”

Дисциплина СПО является универсальной, вводной в общетеоретические и специальные учебные дисциплины.

Предмет – система знаний о компетенции и принципах судебной, правоохранительной и правозащитной деятельности, о направлениях и заданиях государственных органов и служб в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также взаимодействие между государственными органами разных ветвей власти.

Методология – система подходов, методов и принципов изучения предмета.

1. Общие:


  • Диалектический(анализ, синтез, абстракция, восхождение от абстрактного к конкретному)

  • Метод формальной логики (индукция, дедукция, аналогия, гипотеза)

  • Метод системного анализа

2. Междисциплинарные методы:

  • культурологический

  • социологический

  • статистический

  • конкретно-исторический

3. Специальные методы:

  • формально-юридический (догматический)

  • компаративистика

  1. Место курса “Судебные и правоохранительные органы Украины” в системе других юридических дисциплин.

СПО является вводным курсом, граничит со многими дисциплинами:

  1. КПУ – освещает вопрос места и значения правоохранительных органов в общегосударственном механизме, конституционные основы их деятельности, определяет права, свободы и обязанности человека и гражданина.

  2. ТГП – является методологической дисциплиной. Актуальными являются вопросы о функциях государств аи права, нормах права и их реализации, правовом и противоправном поведении, правовом регулировании и юридическом процессе.

  3. Криминология – дает толчок правоохранительным органам для изучения антисоциальных явлений и предотвращения их.

  4. Административное право – его нормы создают правовую основу исполнению правоохранительной функции как одного из направлений государственного управления.

  5. – выполняет охранительную функцию всех правоотношений и для СПО имеет значение как система правовых норм. Которые являются предметом правоохранительной деятельности, и как дисциплина о применении уголовно-правовых норм, которые являются преимущественно охранительными.

  6. – дает представление о последствиях проведения действий в конкретном деле в направлении обвинения или оправдания и решения других вопросов по сути расследуемого уголовного дела.

  7. – описывает рассмотрение процедур по охране имущественных и неимущественных прав граждан.

  1. Понятие правоохранительной деятельности государства, ее виды и основные направления.

Правоохранительная деятельность – вид государственной деятельности, который осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и неуклонном выполнении установленных государством норм процедурного и процессуального права.

Направления (виды):


  • конституционный контроль;

  • правосудие;

  • прокурорский надзор;

  • охрана общественного порядка;

  • расследование преступлений;

  • защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

  • правовая работа и некоторые другие.

  1. Основные концептуальные положения реформы судебной системы.

Концепция судебно-правовой реформы, одобренной Постановлением ВРУ от

Цель: перестройка судебной системы, создание нового законодательства, усовешенствование формы содопроизводста.

Принципы:


  • Создание судопроизводста, которое гарантировало бы право на судебную защиту, равенсвто граждан перед законом, создавало бы условия для реализацмм презумпции невинованости.

  • Соответствие нормативных актов по вопросам деятельности судов и органов юстиции международным соглашениям, ратифицированным Украиной.

  • Радикальное реформирование материального и процессуального законодательства, наполнение его гуманистическим смыслом.

  • Реформирование системы уголовных наказаний.

  • Дифференциация форм судопроизводства в зависимости от степени тяжести преступления.

  • Рассмотрение отдаельных категорий дел судьями единолично или коллегиями.

  • Установление судебного контроля за законностью обоснованностью процессуальных решений следовательных органов, которые ограничивают права граждан.

  • Проверка законнсти и обоснованности судебных реений в пеляционном и кассационном порядке и по нововыявленным обстоятельствам

Этапы:

  1. Внесение изменений в ЗУ "О судоустройстве", УПК, ГПК, приянтие закона "О Конституционном суде Украины", "Об адвокатуре", "О статусе судей", "О нотариате"

  2. Внедрение организации структуры судов по специализации осуществления правосудия, создание одминистративных судов, судов, рассматривающих семейные дела.

  3. Совершенствование деятельности судебной власти, организации досудебного следствия, прокуратуры. Юстиции, адвокатуры, специализация судов.

Из-за недостатка финансирования в 1995 году концепция затормозила.

, который определил правовые основы организации и деятельности судебной власти в Украине, сустему судов общей юрисдикции, полномочия и порядок осуществления судейского самоуправления, основные требования по поводу формирования судейского корпуса профессиональных судей. Принят УПК, ГК, ХК, СК

В 2010 году был принят ЗУ "О судоустройстве и статусе судей", согласно которому:


  • изменены сроки рассмотрения дел

  • ликвидированіы военные суды

  • председатели специализированных судов назначаются Высшим советом юстиции по представлению Совета судей специализированного суда

  • определены полномочия председателя суда

  • после 5 лет работы судья может быть назначен ВРУ бессрочно

  • упрощен порядок привлечения судей к уголовной ответственности

  • Верховный суд украины сокращен до 20 судей

  • создан высший суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел

  1. Задачи правоохранительных органов Укррианы в условиях формирования правового государства.

Правоохранительные органы - органы государства, наделенные правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.

Задачи состоят:


  • в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;

  • в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);

  • в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

  • осуществлении превентивных мер.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д


Впервые в истории украинского конституционализма Основной Закон Украины в 1996 году закрепил судебную власть как равноправную и самостоятельную в системе других ветвей государственной власти (ст.6 КУ).

Никакой орган государственной власти, кроме судов. Не имеет права брать на себя полномочия по осуществлению правосудия.

к определению этого понятия:


  1. Организационный. Совокупность государственных учреждений, т.е. власть государственного органа – суда.

  2. Функциональный. Совокупность полномочий суда по осуществлению правосудия, т.е. деятельность суда по рассмотрению и решению в определенной законом процедурной форме дел, которые имеют юридические полседствия.

  3. Организационно-функциональный. Система созданных согласно с законом органов, наделенных исключительными полномочиями по рассмотрению юридически значимых дел, которые имеют юридические последствия и применением специальной процедуры.

– специфическая ветвь государственной власти, которая имеет собственную исключительную компетенцию по поводу рассмотрения юридически значимых дел, и реализуется исключительно конституционными органами, т.е. судами, в пределах закона и специальных судебных поцедур.

– общеобязательность исполнения всех судебных актов.

Исключительность – никако другой орган не вправе осуществлять функцию правосудия.



Правосудие – вид государственной деятельностиЮ который осуществляется уполномоченными на то органами (судами) по расмотрению и разрешению уголовных, гражданских, хозяйственных, административных дел и административных производств в соответствующей с действующим законодательством и в процедурной форме, с применением в случае необходимости государственного принуждения с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и юридических лиц.

Общие признаки:


  • социальный характер власти

  • структура властных отношений

  • целенаправленность власти

  • волевой характер власти

  • регулирующее и организационное назнанчение

  • принудительный характер власти

Специфические признаки:

  • объективность

  • легитимность

  • нормативность

  • особая предметная сфера

  • ситуативный характерно

  1. Система принципов правосудия.

Принципы правосудия – нормы наиболее общего характера, которые определяют место судебной власти в системе единой государственной власти, построение ее основных институтов и напрвлены на реализацию заданий, стоящих перед судебной властью.

1. Институциональные принципы – фиксируют общие отношения. Которые возникают при реализации судебной власти в обществе.


  • справедливости

  • паритетности

  • законности

  • доступности

  • независимости

  • процедурности

2. Организационные принципы касаются отношений. Возникших при судебном рассмотрении дел.

  • Единство судебной системы и статуса судейскоготерриториальность

  • специализация

  • инстанционность

  • независимость судейскогонеприкосновенность судейскогонеизменность судей

  • профессионализм судейского

3. Функциональные принципы – обращены к отношениям, которые возникают по поводу организации судебной системы, структуры, статуса судей.

  • Принцип языка судопроизводства (ст.12)

  • гласности (ст.11)

  • коллегиального и единоличного рассмотрения дела (ст.15)

  • участия народа (ст.5 п.3)

  • состязательности

  • презумпция невиновности (ст. 62 КУ)

  • право на защиту

  • обжалование судебного решения

  • обязательность судебного решения (ст.13)

  1. Принцип осуществления правосудия только судом.

Согласно статье 5 ЗУ “О судоустройстве и статусе судей” правосудие в украине осуществляется только судом. Делегирование функций сдов, а также присвоения этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Лица. Присвоившие функции суда, несут ответственность, установенную законом.

Народ участвует в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.



Статья 9. Равенство перед законом и судом.

Правосудие в Украине осуществляется на началах равенства всех

участников судебного процесса перед законом и судом независимо от

расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений,

пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, языковых и других признаков.


  1. Принцип независимости судов и подчиненности их только закону.

Статья 6. Самостоятельность судов

1. Суды осуществляют правосудие самостоятельно. Осуществляя

правосудия, суды независимы от любого незаконного влияния.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции (254к/96-ВР) и

законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права.

2. Обращение в суд граждан, организаций или должностных лиц,

которые согласно закону не являются участниками судебного процесса, с

поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если

иное не предусмотрено законом.

3. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей

в любой способ, неуважение к суду или судей, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или другим способом с целью нанесения ущерба авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и влечет ответственность, установленную законом.

4. Для решения вопросов внутренней деятельности судов

соответствии с настоящим Законом действует судейское самоуправление.



Гласность судебного процесса - конституционный принцип, который дает возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это обеспечивает демократизм правосудия: представляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, содействует реализации контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу так и по форме.

1. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде

устной или письменной информации о результатах рассмотрения его

судебного дела. Каждый, кто не является стороной в деле, имеет право на

свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном

законом.

2. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме

случаев, установленных процессуальным законом. Участники судебного

процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебном заседании,

могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведение

в зале судебного заседания фото-и киносъемки, видеозаписи, а также

транслирование судебного заседания допускается по решению суда.

3. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается

по мотивированному решению суда в случаях, предусмотренных

процессуальным законом.

4. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется

техническими средствами в порядке, установленном процессуальным

законом.

    Возможно, вам понравится:

    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ …
    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ …
    Дорогами Украины #4.
    Дорогами Украины #4.
    Распоряжение Правительства РФ …
    Распоряжение Правительства РФ …

    Соглашение с ЕС может способствовать приходу в Украину крупных игроков лизинга и автопроката не ранее чем через 2-3 года - эксперты  — Интерфакс - Украина
    "Несмотря на то, что в Украине присутствуют представители многих международных лизинговых компаний и автопрокатных корпораций, Соглашение может способствовать вхождению новых крупных игроков на украинский рынок, но не ранее чем через два-три года", - отметил агентству ..

    Пресса России: Украина уходит в ЕС вопреки уговорам  — BBC Russian
    .. пересмотр "болотного дела" можно будет рассчитывать только после решения ЕСПЧ. "Молниеносно выносить решения там не могут, но необходимо продолжать долбить таким образом российскую судебную систему – рано или поздно это даст нужный эффект", - считает адвокат.

    Россия-Грузия - дружить будем?  — Правда.Ру
    "Теперь Бидзина Иванишвили может смело инициировать против Саакашвили судебный процесс, народ его поддержит", — сказал "Правде.Ру" Андрей Епифанцев, глава аналитического бюро Alte et Certe . Экс -президент может быть ..

    Судебная Система Украинской Народной Республики

    Судебная Система Украины Таблица

    Судебная Система Украины Структура

    Судебная Система Украины и Ее Характеристика