Система Органов Государственной Власти в Казахстане

 
 Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
 В соответствии с Конституцией местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.
 Развитию местного самоуправления на протяжении веков противостоял процесс централизации государственного управления. Централизация государственного управления, необходимая в условиях внешней угрозы, в условиях мирного развития ослабляет государственный организм, делает его неконкурентоспособным, так как прямым следствием централизации является подавление социальной активности, что равнозначно невостребованности интеллектуального потенциала нации - основного фактора развития.

 Поэтому при проектировании государственного строительства местное самоуправление нельзя рассматривать только как властный институт или как институт гражданского общества. Он гармонично сочетает в себе и государственную, и общественную составляющую, а в качестве механизма согласования интересов Общества и Государства он также является фактором повышения экономической эффективности и конкурентоспособности государства.
 Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления, — самостоятельность. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка безусловно поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности. Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.
 Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности государства возникает объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованиями и стремятся к “расширению” связей, укрепляющих “государственность”. Поэтому центральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.
 В отношениях с государством институт местного самоуправления выражает интересы территориальных сообществ. В отношениях государства с локальными сообществами он, по существу, является проводником интересов государства, так как отстаивает целостность социально-территориального пространства и его развитие. Ослабление одной из названных составляющих местного самоуправления (общественной или государственной) ведет к дисбалансу интересов государства и общества, что, как правило, завершается кризисом государственности.
 Таким образом, сильное государство - это не централизованное государство. Одним из условий, необходимым для формирования сильного, конкурентоспособного государства, является наличие политических, социальных и экономических механизмов, обеспечивающих реальное согласование и реализацию интересов государства и местных сообществ.
 Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
 - ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов, все-таки способны оказать влияние на социальные меры, предлагаемые разработчиками,
 - имеется ли готовность ли к реформе местного самоуправления муниципальных образований и самих граждан? Насколько представляем мы ее последствия? Может ли она привести к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?
 Не следует забывать, что местная власть за последние 10-12 лет неоднократно реформировалась, менялась ее законодательная база. Выдержит ли она новую радикальную перестройку, пойдет ли она ей на пользу?
 Для функционирования системы местного управления в полном объеме необходимо создание минимальных условий, часть из которых на момент принятия предыдущих законов даже не была осознана.
 Во-первых. Территориальной основой местного самоуправления оставалась существующая система административно-территориального деления, на которой ранее строилась система государственной власти и управления.
 Таким образом, не было принято во внимание, что существующее административно-территориальное деление, созданное под другие цели, не было приспособлено для организации системы муниципальных образований, а установление оптимальной территориальной основы автоматически (без участия государства) произойти не может.
 Во-вторых. Не осознавалась как проблема необходимость формирования системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на качественно новых основаниях. Новый статус местной власти предполагает новые отношения с государством. Именно поэтому соответствующие законы (об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) принимались отдельно без понимания необходимости сопряжения двух подсистем (государственной и муниципальной) в системах публичной власти и управления развитием страны.
 В-третьих. Не осознавалась роль государства в процессе становления местного самоуправления. Концепция целевой программы государственной поддержки местного самоуправления, разработанная Правительством, должна отвести государству по отношению к местному самоуправлению роль стороннего наблюдателя, не мешающего, но и не помогающего развитию местного самоуправления.
 На практике государство в период становления местного самоуправления использовало весь его социальный потенциал, подвергнув по существу "испытанию на прочность" нарождающийся институт народовластия. Это выразилось в создании таких условий, при которых дефицит консолидированного бюджета страны сосредотачивался на нижнем уровне бюджетной системы - в муниципальных бюджетах. Более того, процесс формирования экономической основы местного самоуправления во многом носил стихийный характер. Процессы приватизации и муниципализации не были согласованными. Причем первый поддерживался государством, а второй нет. В результате интенсивной приватизации значительная часть собственности, которая могла бы составить экономическую основу местного самоуправления, была утрачена. Такая политика не могла долго продолжаться. К 2000 г. коммунальное хозяйство практически полностью исчерпало свой ресурс.
 Планирование экономического развития должно осуществляться исходя из местных потребностей, а не из общегосударственных интересов. Например, план экономического развития штата Калифорния в итоге выполняют все, вплоть до частных предприятий, которые составляют свои планы экономического развития на основании плана экономического развития штата Калифорния. И для них важно, что их план развития полностью увязан с планом экономического развития штата Калифорния, потому что штат в соответствии с этим планом дает им потом деньги. Так строится сотрудничество и взаимодействие у них. В нашем же случае чаще всего используется рычаг давления.
 Недооценка руководителями исполнительной власти страны важности реформы местных властей, вылившаяся в отсутствие механизма регулирования межбюджетных отношений, способствовала постоянному сокращению доходов местных бюджетов и росту их дефицита, что в конечном итоге привело к коммунальному кризису.
 Как известно, задача местного самоуправления - решение вопросов местного значения. Соответственно, чем лучше они решаются - тем местное самоуправление эффективнее. Демократические традиции развитых стран позволяют сформулировать определенные общезначимые принципы эффективного функционирования местного самоуправления. К ним относятся:
широкие возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности, реализуемые в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;
значительная свобода действий в сферах, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории;
ограничение вмешательства государства только сферой, предписанной законом;
отделение функций нормативного регулирования от функций непосредственного хозяйственного управления сферами обслуживания населения;
четкое разграничение уровней местного самоуправления через определение для каждого из них не перекрывающих друг друга сфер влияния и компетенции;
самоуправление через выборы доверенных лиц, сменяемых и подотчетных населению;
широкая социальная база процессов принятия решений и управления.
 
 Местное самоуправление стоит на пороге крупномасштабной перестройки его организационно-территориальной структуры. Необходимо определить общие принципы организации местного самоуправления, которые предусматривали бы радикальные изменения в действующей системе местного самоуправления.
 Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода страны к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной программы.
 Условием развития местного самоуправления является наличие общей стратегии государственного строительства и представлений о роли и месте местного самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.
 Роль государства в становлении и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти. Усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в координации всех процессов государственного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания необходимых условий развития местного самоуправления.
 Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного самоуправления (как политического института) к государственной политике в отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).
 Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для чего необходимо:
 1) установить оптимальную систему распределения полномочий по уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных категорий муниципальных образований, создавая стимулы социально-экономического развития;
 2) провести административную реформу и реформу административно-территориального деления;
 3) обеспечить развитие межбюджетных отношений на основе нормативного определения (в натуральных показателях) объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы;
 4) обеспечить государственный и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местного самоуправления и органов государственной власти; создать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправления; усилить роль представительных органов местного самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;
 5) разработать целостную государственную политику в отношении поддержки поселений по переходу их на режим устойчивого развития;
 6) осуществить меры, направленные на повышение эффективности рассмотрения судебных споров между органами государственной власти и местного самоуправления.
 Необходимо признать, что наша страна (а вместе с ней и местное самоуправление) еще пока находится в переходном периоде. Развитие местного самоуправления - процесс длительный. Поэтому и грядущие изменения в системе организации местной власти надо осуществлять с учетом всех перечисленных обстоятельств.
 

Возможно, вам понравится:

Состав системы «Техэксперт
Состав системы «Техэксперт ...

Тульская область компенсирует 36% убытков Центральной пригородной пассажирской компании - МЖД  — newstula.ru
Так, в региональных бюджетах на 2013 год предусмотрено субсидий на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в размере 7,8 млрд рублей, что составляет 46% от необходимой суммы.

Владимир Путин подписал закон о новых мерах по борьбе с терроризмом  — Российская Газета
Военнослужащие внутренних войск МВД России во время комплексного тактико-специального учения батальонной тактической группы и антитеррористических подразделений ВВ МВД РФ. Фото: Григорий Сысоев .. не распространяется.

Система Органов Государственной Власти Р Ф

Система Органов Государственной Власти это

Система Органов Государственной Власти в России